среда, 19 февраля 2014 г.

«Ну что тебе сказать про Сахалин!». Мои воспоминания.

        

 «Ну что тебе сказать про Сахалин!». 

Мои воспоминания.


Здравствуй, дорогой друг!

Вы когда-нибудь были на Сахалине? Возможно «да», но если «нет», тогда я хочу поделиться с Вами моими воспоминаниями об этом прекрасном живописном острове Сахалин. Почему именно о Сахалине? Потому, что это один из самых ярких кусочков моей жизни.

Всем, кто знает и помнит:

Вашему вниманию песня:  «Ну что тебе сказать про Сахалин!». Слова Михаила Танича, Музыка Яна Френкеля в исполнении Марка Бернеса.


Сахалин – это крупнейший остров, который омывается водами Охотского и Японского морей. Его острые мысы, увенчанные белокаменными маяками, подают сигналы идущим в море кораблям и указывают путь в родные гавани. Вот они, эти острые мысы: Крильон, Анива, Терпения, Марии и Елизаветы.

Расстояние между северным краем острова – мысом Елизаветы и южным краем – мысом Крильон – 948 км.

Тогда это был 1986 год. Мне было в то время 30 лет. Мой муж в нашем городе работал шахтёром и очень мечтал побывать на Сахалине, поехать поработать там.

Он собрал документы и весной улетел на Сахалин, чтобы устроиться и позже забрать меня и наших двух сыновей, которым было одному 4 годика, а другому - чуть больше 1 годика.

И буквально через месяц у нас в Украине взорвалась Чернобыльская атомная электростанция. Поэтому по вызову мужа я срочно собрала документы, контейнер и с двумя малышами улетела туда же, на  Сахалин.

Тяжело было в самолете одной с двумя малышами. Старший не мог уснуть сидя, капризничал, ничего не ел, младший тоже оставался голодным, так как прокисла манная кашка, смесей не было, а грудью я их вообще не кормила. Затем самолёт совершил срочную посадку из-за неполадок. Всё усложняло наш перелёт. Но главное, нужно верить в лучшее и всё получится.

И вот посёлок Быков Долинского района Сахалинской области!

Нас поселили на первом этаже в двухэтажном деревянном доме. Здесь не было централизованного водопровода, отопления и санузла, а квартира требовала срочного ремонта.  Но что значат все эти препятствия по сравнению с мечтой?!

Мы привыкали и всё это преодолевали вместе. Воду носили из колонки, туалет был на улице один на три двухэтажных дома по 8 квартир в каждой; печку топили углем, а зимой по утрам у нас в комнате температура воздуха опускалась до 11 градусов тепла, и на стенах был иней и лёд.

Но мы были молоды и нас это не волновало. Мы там наслаждались красотой Сахалина и новой, совершенно другой, интересной жизнью. Я устроилась работать в ясельки, а муж -  на шахту.

Климат на Сахалине суровый, а природа неповторима по своей красоте. Помню, как-то зимой проснулись мы, чтобы идти на работу, выглянули в окошко, а там все окна были завалены снегом. И только через верхнюю, ¼ часть окна мы увидели сапоги, которые ходят по поверхности снега у нас над головой.


Я никогда не видела такого снега, чтобы он был выше человеческого роста. Я боялась провалиться в снег и, как оказалось, зря, потому что на Сахалине из-за большой влажности снег быстро становился очень плотным и не проваливался. Потом мы расчищали дорожки и ходили по таким глубоким тоннелям из снега, как в лабиринте.   


А влажность воздуха, бывало, доходила до 98%. Помню, чтобы дышать, мне приходилось глубоко вдыхать воздух, а его не хватало, его просто не было из-за такой влажности.

А какая была пурга! Она сильно забивала дыхание, ничего не было видно. Мне приходилось сначала одного ребенка забирать с садика, а потом идти за другим. А какие трескучие на Сахалине морозы! Они просто обжигали кожу!

С крыш и с сопок постоянно сходили лавины из-за большого количества снега. Одна из таких лавин с крыши завалила нашу нянечку с садика, хорошо, что дети увидели вовремя и сообщили взрослым. Лавины с сопок перекрывали дороги. Это были опасные участки. Приходилось выбирать другой путь – через речку.

А речки на Сахалине очень мелкие, но весной они сильно разливались, и я всегда боялась наводнения.

Сахалинские горные реки небольшие и неглубокие, и их насчитывается около тысячи. Помню, чтобы попасть на другой берег и позагорать там, где больше солнышка, мы речку Найбу, которая протекала в пос. Быков, переходили всей семьёй вброд. 
  
А как интересно было наблюдать, как медведи в этой речке рыбу лапами ловили! Но наблюдать приходилось издали, чтобы не спугнуть. Да мы и сами боялись их.   

Мы тоже руками в этой речке ловили рыбу Горбушу. Она прямо под ногами плескалась. А сколько у нас было красной икры! Мы ложками её ели. Я научилась выкатывать (очищать от плёнок) икру на полотенце и засаливать её. 


Многие жители Быкова красной икрой кормили своих цыплят, чтобы вырастить крепких курочек. Да и в магазине икра эта стоила копейки. А какой свежий и вкусный Палтус продавали в магазине и большое разнообразие другой рыбы, которую мы тоже обязательно покупали. На материке в то время об этом можно было только мечтать.

Мы всей семьёй ездили в рыбацкий посёлок Стародубское (недалеко от Долинска) и в Тихом океане ловили рыбу Корюшку. Она небольшая и очень пахнет свежими огурцами. А сосед наш такую корюшку солил, сушил и ел с чаем по утрам. Говорил, что очень вкусно. Краснопёрку мы ловили на самые съедобные жареные оладушки. Местные рыбаки даже не знали, что можно так ловить. Мы их тоже угощали этими оладушками – наживкой для краснопёрки. Улов был шикарный!

Океан! Такой мощный и бушующий! Я никогда ранее не видела такой огромной глади без границ. Эти ощущения словами невозможно передать.

А какие на Сахалине сопки! Леса – непроходимые чащи! Именно их непроходимость почувствовал на себе мой муж. Он работал в шахте по добыче угля и рассказывал, что из-за круто падающих пластов очень тяжело там было работать.

Как-то шахтеров повезли на уборку картофеля. Тогда все организации постоянно ездили на уборку урожая. Но после того как закончили работу, муж не стал дожидаться автобуса и решил пешком перемахнуть через сопки и набрать грибов. Тогда ему казалось, что это так близко напрямую. Он не знал, что может ожидать его там, в этих лесах.

Когда начал идти – почувствовал, что очень мощный бамбук постоянно отбрасывал его назад. Но он продолжал идти. Он шёл в Быков через Углегорск. Сначала ему было даже интересно. Там росла очень крупная голубика, брусника, черника, грибов было много, и они были очень большими. Он насобирал их полное ведро.

Муж переходил с сопки на сопку, а они, казалось, не кончались. Восходить на сопку было очень тяжело, а с сопки почти скатывался. Но когда он слышал вдалеке рычание медведей, волосы на голове вставали дыбом от страха. На вершине сопок он иногда отдыхал и видел с высоты Быков. А до него было так далеко-далеко! Он спешил.

Пришёл он домой ночью мокрый, уставший и без ведра, и без грибов. Какие грибы? Себя бы целым донести до дома! На следующий день он рассказал своё приключение друзьям. Они были очень удивлены – прошёл через медвежье логово! В рубашке, сказали, родился!

Многие поселки  Сахалина находятся у подножия гор и сопок.  Почвы там преимущественно бедные, с низким содержанием питательных веществ. 

Но противореча всему этому, мы на своём огороде выращивали шикарный урожай. Картофель вырастал очень высокий, по пояс нам, и клубни были большие. А обычная фасоль (мама прислала нам с материка), которую мы посадили, удивила нас своими размерами – была в три раза крупнее. Все удивлялись этой фасоли. Выращивали перец, который местные жители никогда там не выращивали. И ещё, что интересно. В Украине все знают, что такое колорадский жук. На Сахалине картофелю это не угрожало.

И вот ещё интересный факт. С одной стороны огорода созревает клубника, а там где падает тень от забора и солнце туда не заглядывает, лежит снег и не тает. У многих были огороды под деревьями, так как другого места просто не было. А какие там были высокие лопухи! Мы всей семьёй прятались под ними от дождя.

В центре Быкова были 5-ти этажные панельные дома, и они были построены высоко на холмах. Мне всегда казалось, что они могут вот-вот свалиться оттуда, когда случится какой-то природный катаклизм.

Мы же жили в низине у подножия реки Найба. Здесь были построены деревянные двухэтажные дома и один магазин. Продукты завозили такие разнообразные, которых в то время на материке я никогда не видела. Например, при первой беременности мне очень хотелось бананов, но я тогда так их и не попробовала, потому, что купить их в то время можно было только в Москве.  

Это сейчас в магазинах всё есть, а в Советском Союзе в магазинах ничего не было. Если что-то хорошее и завозили, то только по блату всё продавалось.

А на Сахалине снабжение было прекрасное: зимой бананы брали ящиками, яблоки китайские – большие, красные, сочные и каждое было завёрнуто в салфетку, арбузы, дыни, вкуснейшая колбаса, болгарская консервация... В то время там был просто рай.

Интересно нам было на Сахалине! Мы каждое воскресенье ездили отдыхать с детьми в Южно-Сахалинск на «матрисе» - именно так все там называли электричку.


А вот краеведческий музей в Южно-Сахалинске!



И наше фото зимой возле этого краеведческого музея: я с подругой и нашими детьми (мои меньшие, а её старшие).

Однако климат Сахалина сказывался на здоровье. Но аптечные химические препараты ещё больше разбивали организм. Жаль, что я не знала тогда биодобавок – там они были бы очень кстати. 

Сегодня я очень благодарна создателям такого функционального питания, как Ламинин компании LPGN. Прочтите о Ламинине здесь – не пожалеете!

В 1989 году мы улетели домой на материк – у мужа закончился контракт. Это были незабываемые годы нашей жизни!

Ну, вот и всё, что я хотела тебе сказать  про Сахалин!

Хочу верить, что всем было интересно  читать мои воспоминания о Сахалине.



P.S. Вам понравилась статья? Хотите поделиться с друзьями? Нажмите кнопку «Закладки» внизу и выберите соц сети. Спасибо!

ОднаКнопка



Комментариев нет:

Отправить комментарий